«90% новых компаний закрывается в первый год своего существования», заявляет председатель ассоциации молодых предпринимателей в интервью "Газета.ру". При открытии медицинского центра даже мелкий инженерный просчет с вентиляцией может быть фатальным. В этом интервью мы поговорили с Виктором Новиковым, доктором со стажем практики 40 лет. Он прошел путь от наемного сотрудника до директора клиники, работал в государственных и частных клиниках и по нашей просьбе поделился своим опытом в интервью. "Упор на специалистов или оборудование"? "Как мотивировать сотрудников"? На эти и другие горячие вопросы Виктор Григорьевич ответил в нашем интервью. Поехали!
Виктор Григорьевич, расскажите о себе и клинике
Я врач уролог со стажем работы более 40 лет. Начинал работать в общей хирургии. Буквально через год мне предложили работать в урологии, и вот уже 40 лет я в той профессии, которая мне нравится. Профессия— большая часть моей жизни, в которой я остаюсь уже 40 лет и не изменил её.
Может быть это не первая клиника, в которой я работаю, но это один из самых удачных проектов, который мне пришлось выполнить в этой жизни. Наша клиника была открыта 5 лет назад. Она чётко была ориентирована именно на урологию, именно на здоровье мужчин, то есть клиника мужского здоровья. Хотя, в общем то, в нашей клинике мы занимаемся не только мужчинами, но и оказываем помощь детям с урологической патологией, женщинам.
Я считаю, что клиника достаточно удачно выбрала направление. Клиника востребована. Думаю, что мы будем развиваться на перспективах, в плане новых технологий, нового оборудования.
Я понимаю, что сделали ставку на технологии, что планируете развиваться, что пришли в том числе к нашей программе. Во всех сферах так, уделяете внимание технологичности?
Да, безусловно.
Расскажите, как пришли к идее создать клинику, какая практика до этого была? У вас интересный очень опыт, вот вы до этого делились
Надо сказать, что, в принципе в городе достаточно много частных клиник. Чаще всего это клиники многопрофильные, то есть те клиники, которые оказывают помощь по разным медицинским направлениям, а вот такой узко специализированной клиники, именно клиники мужского здоровья, в городе не было до сих пор. Они были, но в таком примитивном виде, и серьезных нет до сих пор. В нашей клинике созданы условия для полноценного обследования пациентов и назначения им терапии. В том числе, мы приобрели, освоили современные технологии, которые, собственно говоря, присутствуют только именно у нас. Это прежде всего ударно-волновая терапия. Это новое направление, которое развивается в урологии во всём мире на протяжении нескольких последних лет. Это и диагностика на достаточно высоком уровне, прежде всего это ДНК диагностика. Мы сотрудничаем с ведущими лабораториями города, ведущими лабораториями России. Поэтому, отличие нашей клиники — именно узкий профиль, узкая направленность.
Директор торговой компании по продаже оборудования рассказывал в статье, что “необходимо создавать полный цикл, чтобы пациент не уходил”. У вас это всё создано?
Да, конечно. То есть пациент обращается к нам, и мы его никуда не перенаправляем, в какие-то дополнительные центры, например с целью обследования. Исключения случаются крайне редко. Допустим, есть технологии, которых у нас нет, МРТ, КТ. Это достаточно дорогостоящие технологии и есть специализированные центры, где делается это. Да, мы с ними сотрудничаем и направляем туда пациентов. Но так, в принципе, у нас есть всё, для диагностики, для лечения.
Ну, вообще хорошо, что полный цикл создали. А можно озвучить несколько ключевых вещей для человека, который решил клинику открыть. На какие моменты стоит обратить внимание, на какие вы бы обратили?
Ну, на какие моменты... Ну это прежде всего, конечно же, персонал. Нужно ориентироваться на профессионалов. Если есть профессионалы, то возможность открыть клинику есть у многих. То есть сейчас есть люди, которые располагают достаточно большими материальными ресурсами, и к нам обращаются с желанием открыть где-то какой-то дополнительный центр, но проблема в специалистах. Прежде всего, открывая клинику, нужно ориентироваться на какую-то личность, на профессионала, тогда будет успех. Если это будет, вот, по стандарту, можно оборудовать клинику по последнему слову техники, но если не будет специалистов, то не будет и результата.
Специалисты, действительно, один из моментов, которые озвучивают часто. Это ключевое, и я с вами в этом согласен. У вас практика, опыт, не один год за плечами, какие-то максимально неожиданные вещи. Когда вы клинику открывали, думали, что будет вот так, а в реальности оказалось совсем по-другому. Что-то такое, может быть, сможете вспомнить?
Ну, пожалуй, ничего тут особо нет. Дело всё в том, что я, в принципе, давно занимаюсь частной медицинской практикой. Были у меня какие-то центры, которые я открывал, закрывал, совмещая работу, прежде всего, в каких-то государственных учреждениях. У меня был определенный опыт, не было каких-то неожиданностей и больших затруднений при открытии, потому что я четко знал, что мне нужно, четко представлял, как нужно делать. Ну и, в принципе, вот эти вопросы были сразу оговорены, я имею в виду в плане организации клиники, и максимально выполнены в плане выбора помещения, в плане перестройки, планировки, в плане закупки оборудования.
Что касается пациентов, достаточно большой опыт. Те пациенты, которые лечились раньше, где-то в других клиниках - многие вернулись к нам в новые условия, здесь не было каких-то моментов и сложностей, то есть это для меня уже пройденный этап.
Вы обозначили, что до этого работали во многих клиниках. У вас очень обширный опыт, и, если я правильно вас понял, вы именно оттуда знания почерпнули и уже не совершали ошибок при открытии частного кабинета?
Ну, в принципе, может быть так. Ну каких-то ошибок, которых пришлось исправлять, конечно, не было.
Ну это очень хорошо. Потому что, насколько знаю, подкашивают даже банальные ошибки на этапе строительства.
На этапе строительства, на этапе открытия. То есть люди планируют одно направление, начинают работать, не получается, приходиться перестраиваться. У нас здесь всё достаточно просто. То есть вот она урология, других моментов не было, мы шли в этом направлении.
Виктор Григорьевич как считаете, вот вы в Магнитогорске открыли медицинский кабинет, а в зависимости от региона есть какая-то разница, особенности какие-то? К примеру, если человек открывает в Краснодаре или Новосибирске.
Да, безусловно, конечно.
Прежде всего, это какие-то материальные сложности нашего населения. К нам достаточно часто обращаются пациенты из других городов, как это не странно, из центральных городов. Вот, было несколько пациентов, которые приезжали к нам на лечение благодаря интернету, то есть сейчас же всё очень просто. Приезжали на лечение, допустим, из Москвы. То есть человек обследуется в Московской клинике, находясь там, ему предлагают какое-то лечение, допустим, ударно-волновую терапию и их цены в Москве. Там совсем другой уровень жизни, он в несколько раз выше, эти цены в несколько раз выше. Были пациенты, которые приезжали к нам. У них здесь родственники, они останавливались у родственников, получали здесь курс лечения и улетали в Москву. Прилетали к нам на лечение. Безусловно, если мы возьмем прайс московский, то для нас это будет сложно с московскими ценами работать. Вот особенность нашего региона, нашей клиники.
Но, с другой стороны, в общем то, конкуренция у нас тоже достаточно высокая, то есть клиник много. В городе достаточно высококвалифицированных специалистов много, и многие из этих урологов тоже работают в клиниках, поэтому здесь конкуренция не ниже, чем в центральных городах. Поэтому, нужно быть всегда в форме, нужно учиться, нужно посещать семинары, получать сертификаты, конференции и прочее. Естественно, многое зависит от условий, которые созданы в этой клинике, чисто технически я имею в виду. Прежде всего оборудование, расположение клиники и так далее.
Меня в первый раз в вашей клинике встретил Денис. Давно вообще с ним работаете?
Да давно. Он работал у меня, когда я работал руководителем урологической службы в медико-санитарной части ММК. Когда-то его туда пригласил. Я пригласил его из частной клиники, он работал у моего товарища уролога. Денис был уже подготовлен, он был, собственно говоря, со школьной скамьи в урологии. Он профессионален, он аккуратен и ему нравится урология, ему очень нравится его работа. По крайней мере, он здесь уже 5 лет, там он работал не менее 5 лет, то есть это проверенные люди.
Это очень устойчивый срок — 5 лет. Если не секрет, чем мотивировали, каких специалистов чем удерживали?
Ну это прежде всего Светлана Алексеевна. Она в урологии тоже уже много-много лет. Я её знаю с начала 90-х годов. Она тогда работала в небольшой клинике, которую я открывал. Потом я ее забирал в государственное отделение, государственную больницу, первую городскую больницу. Там она отработала много лет. Потом я открывал центр. То есть всю жизнь она идет где-то рядом. Она работала в медико-санитарной части комбината, в урологическом отделении. И вот, когда я открывал здесь, я, естественно, пригласил ее. То есть, это не случайные люди. И в урологии они все проверены, они все честные, порядочные, увлеченные люди прежде всего. Мы пытались привлекать и других личностей, но не со всеми сложились отношения, потому что вот есть какие-то определенные нюансы. Урологию нужно любить и нужно быть преданным.
Как и любое другое дело
Да, безусловно, кончено.
Очень интересно. Вы очень хитро избежали всех ошибок при открытии медицинского центра. У вас даже все контакты на руках уже были, я правильно понимаю?
Ну, может быть, да. Что касается работы с оборудованием, допустим, я уже работал с проверенными людьми, мы работали с ними неоднократно, открывая, допустим, медико-санитарную часть комбината в урологической службе. Там вообще было оборудование очень продвинутое дорогостоящие. Собственно говоря, так поставщики были проверены, то есть мы не ошибались, он нас консультировали, они нам помогали.
Интересный опыт работы с поставщиками. Давайте в целом пообщаемся про частную медицину в России. Виктор Григорьевич, какие изменения видели за последние 10 лет в частной медицине в России? Есть ли это какая-то положительная тенденция?
Ну, всё не помню, конечно. Частная медицина должна присутствовать как альтернатива государственной медицине. Не потому что в государственной медицине все очень плохо. Там в государственной медицине достаточно много проблем, как и в частной, но нужно развивать оба эти направления, у человека должен быть выбор прежде всего. Но то, что касается частной медицины, самая большая проблема — это проблема финансирования. Если говорить о том же зарубежном опыте, то большинство частных клиник в плане финансирования работают примерно так же, как и государственные клиники. Тому же немцу без разницы куда идти, в государственное учреждение, в какую-то университетскую клинику, в частную клинику. Почему? Потому что, в принципе, страховые компании работают со всеми. В этом плане, у нас несколько сложнее, хотя в общем то, есть клиники продвинутые, которые работают вот в системе ТФОМС и достаточно успешно работают. И это надо направление развивать, и оно будет развиваться безусловно. Вложения частного капитала в частную медицину — это хорошо, это должно приветствоваться, но это уже удел государства, каким образом мотивировать частного инвестора для открытия частной клиники для развития частной медицины. Я не политик, не экономист, конечно, мне сложно судить, но, наверно, этим должны заниматься те люди, которые занимаются медициной. Может быть здесь какие-то льготы нужны и так далее. Может быть какой-то зарубежный опыт и всё остальное.
Развивается частная медицина. За 10 лет очень многое изменилось. Даже вот судя по городу, открылись очень серьезные частные клиники, люди вложили колоссальные деньги. Хорошие оборудование, хорошие специалисты, хорошие условия для работы. И люди, которые вложили свои деньги, свой капитал - они болеют за свое дело.
Мы тоже не отстаем, движемся в ногу со временем, стараемся по крайней мере.
Это очень хорошо, что вы к тому стремитесь, вы сервис для пациентов делаете, чтобы они довольные уходили. Кто для вас, конкретно, лично для вас, лидер мнений, на кого-то хотите быть похожи, за чьей деятельностью следите?
Вы имеете в виду конкретно в урологии?
В целом да, в вашей практике.
Безусловно, конечно. Я, во-первых, уже сказал, что в городе достаточно много урологов и высококвалифицированных урологов, причем это достаточно молодые врачи. Те врачи, которые стремятся к чему-то. Они очень много учатся, они очень много работают, они осваивают новые технологии, они оперируют достаточно хорошо, на таком, на высоком уровне. Безусловно, это будущее, это настоящее, будущее урологии. Чем больше будет молодых врачей, тем лучше это будет для города. Опять же, это проблема привлечения кадров.
В настоящие время, я вот смотрю по объявлениям, требуются урологи в одну больницу, в другую больницу, в третью, потому что государственная медицина тоже расширяется. Кадры, кадры.
Что касается лидерства, я могу сказать, что урология всегда в России была на достаточно высоком уровне, а сейчас, конечно же, многое решают современные технологии. Я уже 40 лет в медицине, многое изменилось. Как мы начинали 40 лет, это был каменный век. Сейчас появились уникальные препараты, сейчас появились уникальные технологии, то есть хирургия роботизирована, есть роботы, которые проводят операции, эндоскопическая операция. Есть клиники, допустим, в центральных городах, которые работают на высочайшем уровне, на европейском уровне.
Есть урологи с мировым именем. Такого раньше не было. То есть 40 лет назад мы были замкнуты, мы жили здесь в союзе, мы не общались, не ездили. Сейчас наши ведущие урологи имеют определенный авторитет в Европе, в Америке. Они достаточно часто посещают все форумы, съезды. Они читают лекции, проводят показательные операции в Европе, в Америке. Такие урологи, как Дмитрий Юрьевич Пушкарь — это мировой уровень. Калинченко Светлана Юрьевна, она андролог, уролог. Это те люди, на которых нужно равняться, те люди, у которых нужно учиться. Что касается периферии, я могу сказать, что в Магнитогорске многое изменилось за 40 лет. Что было 40 лет назад? Это скальпель, несколько видов таблеток (10-15 видов) и всё. Сейчас мы уже прошли тот этап, когда в городе появились литотриптеры. В начале 90-ых мы стартанули раньше, чем многие московские клиники. Я в те годы достаточно часто бывал в московских клиниках. Многие клиники не имели того оборудования, которое было здесь в Магнитогорске. Это благодаря подаче, в то время, прежде всего, руководителей комбинатов. Вот мы совсем недавно вспоминали Ивана Харитоновича Ромазана с его подачей в первую городскую. Открыли уникальное отделение литотрипсии, дробления камней, приобрели серьезное оборудование немецкое, которое работало там более 15-20 лет, на таком, достаточно высоком уровне, закупили эндоскопическое оборудование и так далее. Поэтому меняется, много меняется и...
И ваша клиника тоже меняется в лучшую сторону?
Да. Мы, конечно, узкоспециализированы, мы здесь занимаемся уже лабораторной урологией, прежде всего здоровье мужчин.
Интересно так рассказываете, буквально за 3 минуты погрузили меня в этап на 40 лет. Я прочувствовал про скальпель, про таблетки, понятно, что от этого не уйти. Хорошо, что сейчас всё меняется в лучшую сторону, в сторону профессионализма, чтобы вы могли, как специалист делать свою работу более лучше. Давайте немного тогда про технологии поговорим. Почему решили уйти от Word, Excel и вот бумаги в сторону к специализированной программе для клиник медицинских?
Только лишь потому, что это, опять же, информационные технологии. Это помогает нашей работе, то есть это экономит наше время Мы ушли от бумажек, от писанины. Я наверняка опережаю, вы сейчас зададите мне вопрос: "почему именно Medods?". Для нас важно было, чтобы эта программа именно работала на нас, а не мы работали на программу, не мы крутились вокруг программы. То есть мне, работая в других клиниках, приходилось работать с другими программами, и, открывая клинику, выбор был достаточно большой, и предложений было много. Что меня привлекло прежде всего в программе Medods - это то, что она достаточно простая, она доступная для нас. Мы врачи, мы далеки от этих технологий.
Тоже самое касается и моих ассистентов, я имею в виду администраторов, моих помощников, которые занимаются лечебной работой. Программа достаточно простая, доступная. Нам не пришлось сидеть месяцами изучать её, тренироваться что-то делать, мы посидели буквально в течение двух-трех дней. Ваши специалисты, спасибо им, ввели нас в курс дела, мы освоили. Ну и в процессе работы, конечно, что тоже очень важно, мы постоянно были с вами в контакте, вы нам постоянно помогали. Это не нужно куда-то звонить, там в Москву или какой-то другой город, с кем-то связываться дистанционно. Вы в любой момент к нам подъезжали, мы что-то тут меняли, перестраивали эту программу под себя Даже сегодня вы приехали, уже куча вопросов к вам: «Давайте вот так сделаем, вот так сделаем». То есть наша практика и ваш профессионализм, вот здесь вот всё как-то сошлось, поэтому только Medods. Программа доступная, программа понятная, нет ничего лишнего. Мы говорили на эту тему, я говорил же, что есть программы, где включены бухгалтерия и всё прочее. Врачу не нужна бухгалтерия, врачу нужна вот имена та информация, которая заключена здесь.
Многих пугает, что медицинская информационная система, то, что это что-то сложное, сложно в клинику внедрять. Небольшой комментарий от вас. Как это было?
Всё было достаточно просто. Буквально несколько дней, и мы освоили эту программу.
Виктор Григорьевич, как давно используете Medods?
Используем уже 5 лет
Это приятно, что вы выбрали нас. Что бы вы могли порекомендовать коллегам?
Только Medods. Это логично. Я вам рассказывал о своих коллегах, которые приобрели программу за очень большие деньги, надеясь на то, что она поможет в работе. В медицинских центрах достаточно часто встречается текучка кадров. Одни приходят, другие уходят. Так вот с той программой человек, который только пришел, с ним месяц занимаются, обучают, приглашают специалиста, программиста, то есть очень сложная программа, много не нужного.
Редакция "Журнала директора клиники" благодарит Виктора Григорьевича за интервью для нашего журнала. Свяжитесь с нами по почте v@medods.ru, поделитесь вашей историей!