Частная стоматология в России - мощный поставщик квалифицированных докторов и хорошего сервиса. Директор стоматологической клиники на старте развития часто делит роли доктор, предприниматель, управленец, маркетолог. Нам удалось взять интервью у Вячеслава Мун, основателя и владельца сети стоматолгий Dr.Mun. Интересный подход к стоматологии, управлению, сложностям в развитии и их решении. Как сформировать команду, на которую можно опираться? Как стать доктором и человеком, за которым следит более полумиллиона человек? Как открыть и развить стоматологию, которой доверяют именитые пациенты? Об этом поговорим в интервью.
Вячеслав, пара слов о себе и клинике (когда начали, что было на старте, как работаете сейчас)
Я начал свой путь с ассистента. Приехав в Москву после окончания ВУЗа, я работал по найму ассистентом, затем доктором. Работа у меня занимала 6 дней в неделю, а в воскресенье я подрабатывал курьером - развозил автомобильные чехлы по Москве. На старте у меня было 40тыс рублей, комната в двухкомнатной квартире в Подольске и огромное желание работать и развиваться. Но на старте не было никакого понимания развития в бизнесе, было лишь желание работать врачом и желание понимать, что у меня есть возможность карьерного роста. На тот момент, мне хотелось, чтобы меня окружали люди, с которыми мне комфортно работать, потому что я очень привередлив. Сейчас получилось так, как хотелось несколько лет назад - у меня большая команда и мы развиваем Авторскую сеть стоматологий Dr.Mun на Москву. И планируем развиваться на всю Россию.
Знаю, что вы практик. Как пришли в стоматологию? Почему именно стоматология?
В медицину я пришел с помощью родителей - они меня направили и хотели, чтобы я был уважаемым человеком в белом халате, но медиков среди моих родных нет. Именно в стоматологию решил пойти я сам - это был первый год сдачи ЕГЭ, я сдал экзамены очень хорошо и поступил во все ВУЗы страны, но решил остаться в Кемерово в Кемеровской Государственной Медицинской Академии.
Как пришли к идее создать клинику?
Когда я учился на старших курсах - я начал работать в клиниках и у всех была одна тенденция к развитию и открытию своей клиники: проработать по найму до 30-35 лет, наработать базу и открыть свой частный кабинет. Но меня эта идея не устраивала, потому что нужно было ждать. В голове была идея то, что я очень хочу открыть свою клинику, хочу стать классным специалистом, но пока не знаю как. Поэтому я уехал в Москву. Отличный пример самодостаточного, независимого мужчины для меня - это мой отец, он всю жизнь занимался бизнесом, что стало для меня стимулом открыть свое дело.
С какими сложностями сталкивались при открытии клиники и как и решали?
Первая проблема с которой я столкнулся в стоматологии - это то, что мало кто из действительно хороших докторов делится своими знаниями. Мне даже напрямую говорили: «Почему я должен делиться своими знаниями, за которые я платил?». С одной стороны, это правильно, потому что у любых знаний должна быть своя ценность и нужно ее понимать, иначе не будет ценности ее восприятия. Вторая проблема заключалась в том, что я не знал, как организована клиника: с чего начать, чтобы ее открыть. К этому времени у меня накопился отличный багаж медицинских знаний, но в развитии бизнеса - у меня не было никакого опыта, поэтому я стал развиваться в эту сторону. Я начал изучать маркетинг, стратегии, финансы, менеджмент, управление и даже сам настраивал рекламу для сторонних компаний, когда катастрофически не хватало денег и делал это весьма неплохо. Я считаю, что невозможно открыть успешную клинику и существовать на протяжении долгих лет без навыков предпринимателя, маркетолога и управленца.
Расскажите о сложностях и их решении при работе и развитии клиники (двойное лицензирование, персонал обманывает владельца, резкий отток пациентов, если был)
Много ошибок было за эти годы, но мой плюс в том, что у меня нет страха неудачи. Я наоборот обожаю, когда у меня что-то не получается, ведь это возможность получить отличный опыт и дальше я сделаю лучше. За эти годы я потерял около 10 миллионов рублей на то, чтобы приобрести свой опыт. Сейчас я спокойно и комфортно себя чувствую, так же ничего не боюсь и могу ошибаться, но это нормально. Проблем с лицензированием и поиском помещения - не было. Были домыслы, что нужно брать помещение рядом с метро, где проходят миллионы людей, но сейчас я понимаю, что это не имеет ключевого значения. С лабораторий так же не было проблем, потому что я в первую очередь привлекаю людей, с которыми мне комфортно работать. Я размышляю так, что каждый человек в моей компании - это частичка меня. Это человек, который выполняет частично какую-то мою функцию и если я чувствую, что могу доверять этому человеку - это хорошо, а если нет, то я с таким человеком просто не работаю.
Были сложности с наймом первых специалистов, потому что не было понимания, как правильно делегировать, как управлять, как мотивировать. Но я считаю, что мне везет - люди из моей компании не уходят, наоборот мы развиваемся с ними вместе - это своего рода феномен. Пациентов я начал привлекать, когда еще работал по найму и так вышло, что 60% всех тех пациентов - я привел сам, своими силами. Поэтому я решил уволиться и работать сам - снял свой первый кабинет и в дальнейшем нанял своего первого сотрудника, потому что понимал, что не справляюсь физически. И конечно же, было все - был резкий отток пациентов, когда мы сидели без дела, были моменты, когда мы работали до 12 часов ночи и даже как-то оставался ночевать в клинике, но это было интересно, это было круто. Сейчас таких моментов практически нет.
Что стало самой большой неожиданностью?
Самой большой неожиданностью было то, что я понял, что самые большие предприниматели (миллионеры, миллиардеры) не много чем отличаются. Я просто начал много тестировать, переносить на свой бизнес, на себя и для меня было удивлением: «А что, так можно было?». Оказывается, что можно и я до сих пор понимаю, что ограничивает многих людей то, что они ничего не делают - остаются на том уровне, где и были: много размышляют, но мало делают.
На ваш взгляд есть особенности региона, если открываете клинику? В стоматологиях в мегаполисах сильная конкуренция, как выделялись?
В регионах и в Москве отличия, конечно, есть. В регионах развиваться намного проще, потому что там все намного дешевле, проще, реклама стоит других денег (охватить людей намного легче и быстрее, ведь город меньше). В Москве нет конкуренции. Я считаю, что среди стоматологов не бывает конкуренции, потому что можно взять 10 специалистов и 100 человек-пациентов: У каждого доктора будет своя аудитория - каждому пациенту понравится свой врач. Поэтому ко мне в клинику ходит лечиться определенная аудитория - моя аудитория, с которой мне комфортно работать и кому близок мой подход работы.
Какие изменения частной стоматологии в России увидели за последние 5 лет?
Я увидел, что стоматология стала очень качественной. Найти качественные услуги сейчас несложно. Конечно, немного смущает чисто бизнесовый подход во многих клиниках - то есть, очень мало души (мало времени и внимания уделяется сервису, что очень важно).
Как подбираете команду, каких принципов придерживаетесь?
Абсолютно всех людей в свой коллектив принимал я, потому что я считаю, что управление персоналом - это одна из ключевых компетенций, которыми должен обладать собственник. Я считаю, что в первую очередь мне должно быть комфортно работать с человеком, поэтому я сначала смотрю на личные качества, потому что это мое дело, мой бизнес и этому человеку я смогу доверять. Дальше я смотрю на профессиональные навыки, а потом проверяю это временем - хочу ли я быть вкладом для этого человека или нет, хотим мы развиваться вместе или нет. Поэтому устроиться к нам в клинику так непросто.
Расскажите о современном оборудовании, которое используете в повседневной работе. Каким видите будущее цифровой стоматологии в России?
Мы стараемся идти в ногу с трендами, но не попадать в ловушку трендов, потому что есть то, что реально работает и мы стараемся не изобретать колесо. Если мы понимаем, что у нас качественные работы, если они проверены временем и выглядят эстетически очень круто, то зачем еще что-то изобретать? Да, мы внедряем новые фишки, чтобы облегчить или ускорить процессы, но чтобы они не повлияли на качество. Будущее цифровой стоматологии я определенно вижу. Конечно, профессия доктора не исчезнет, но какая-то часть обязанностей будет заменена.
Расскажите об инстаграм. У вас крупнейший популярный блог о стоматологии. Как это начиналось? Как вам удается удерживать внимание 560 тысяч человек?
Рассказывать про инстаграм я могу сутками напролет, но инстаграм для нас - это всего лишь инструмент. Раньше инстаграм для меня занимал 80% времени, сейчас это 30%-40%. Это всего лишь инструмент для достижения определенной цели. У нас это цель по развитию личного бренда, популяризация. Страница, конечно, коммерческая, но на 20-30%, а все остальное - это популяризация. Если раньше люди смотрели телевидение, то сейчас они, в основном, смотрят соц.сети, поэтому глупо не пользоваться этим. Началось все с того, что я создал свою страницу и просто начал выкладывать туда свои работы и потом просто стал тестировать свои идеи, которые возникали у меня, как у предпринимателя. Где-то удавалось осуществить то, что задумал, где-то сливал деньги, получая опыт. Но это должно нравиться, ведь если воспринимать ведение инстаграмма, как работу - ничего не получится. Надо относиться к этому, как к развлечению. Сейчас алгоритмы инстаграм сильно поменялись и не все мои 560 тысяч человек видят мои посты, поэтому мне намного сложнее, чем людям, у которых блоги в десятки раз меньше. По поводу «удержать внимание» - у каждого есть своя аудитория. За мной следят те люди, которым интересен я, как человек (мой стиль, моя подача) и тем, чем я занимаюсь. Поэтому мне для удержания внимания специально делать ничего не приходится.
Расскажите, за что вас любят пациенты? Что на ваш взгляд возвращает их в клинику? На какие вещи в обслуживании пациентов делаете акцент? (чистота помещения, вежливость персонала, персонализированные предложения)
Нас любят за открытость, за честность, за отношение и за наш коллектив. Как я уже говорил, мой коллектив - это те люди, которым я доверяю и которые доносят твою идею. Поэтому задача собственника - это четко прописанные регламенты, изначально установленные формы сервиса. По опыту, людям нравится атмосфера у нас в клинике (коллектив, отношение к пациентам, доброжелательность, сервис). Многие за этим и возвращаются.
Расскажите о функциях программы для клиник, которые помогают вам в стоматологии. И о потребностях, чего не хватает
Сфера стоматологии плохо обеспечена в IT-сфере - нет нужного функционала, во всяком случае мне этого не достаточно. Будто все очень сырое, «сделанное на коленках» и недоработанное. Даже те программы СРМ, которые используют давно или используют сетевые клиники. Я считаю, что любая программа должна облегчать работу людей, а не усложнять. Система должна работать на человека, а не наоборот. И мы уже идем к тому, чтобы начать делать собственный софт для того, чтобы закрыть какие-то свои потребности, даже если это будет стоить миллионы рублей. Ведь, если ты это делаешь, если это твой бизнес - это твое хобби, ты не будешь задумываться над тем, сколько это будет стоить тебе.
Дайте совет начинающим специалистам, открывающим клинику
Начинающим специалистам дам совет - не открывать клинику, если вы просто специалист (если не разбираетесь в маркетинге, в продажах, в управлении). Если нет какого-то четкого понимания (цифр, планирования) и стратегии. Что вы будете делать после того, как перережете красную ленточку и отпустите цветные шарики в небо? А если уже начали открывать, то советую задумываться о той стороне, что помимо того, чтобы нанять хороших специалистов - вам нужно быть хорошим предпринимателем и уметь управлять бизнесом с помощью цифр, а не путем личного присутствия (уметь видеть бизнес через цифры). Первое, что нужно сделать - это обрести новое мышления (мышление предпринимателя, в хорошем смысле этого слова). Сейчас мы на этапе открытия своей школы для докторов - будем проводить марафоны для начинающих специалистов, которые будут с нуля, так же как и я - смогут обрести новое мышление и получить какой-то определенный результат, но без такой огромной потери денежных средств. Ведь сейчас очень обидно смотреть на докторов, которые сидят без пациентов. Поэтому мы хотим поднять уровень качества стоматологических услуг, путем обучения докторов!
Подытожу тем, что сейчас самое время, когда можно что-то сделать - приобретайте новое мышление, действуйте и развивайтесь! Ведь сейчас то самое время, когда работает поговорка: «Оказался в нужное время, в нужном месте!» - и она про вас.
Редакция "Журнала директора клиники" благодарит Вячеслава за интервью для нашего журнала. Свяжитесь с нами по почте v@medods.ru, поделитесь вашей историей!