Как изменилась поисковая выдача
Расскажем про основные тенденции, которые влияют на продвижение медицинских сайтов.
- В топах Яндекса и Google по медицинским запросам появилось большое количество медклиник. Они наконец-то потеснили сайты-агрегаторы, которые буквально оккупировали топ прежде, особенно в Яндексе.
- Нейросети применяются все более массово для генерации контента. Яндекс и Google активно обновляли свои алгоритмы, которые касаются качества. Так, Яндекс относит к малополезному контенту неуникальные статьи, которые не проверены специалистами и у них нет подписи автора и ссылок на источники. Сайт с такими текстами не сможет расти в выдаче.
- Яндекс произвел пересчет поведенческих факторов — он это не анонсировал, но мы увидели по динамике рейтингов. Основные поведенческие метрики, которые участвуют в ранжировании, — кликабельность сайта на выдаче и невозврат пользователя обратно в выдачу. Яндекс усилил контроль за этими параметрами и ввел ограничения для ресурсов, которые искусственно завышали поведенческие факторы.
-
В Google обновились критерии качества контента ЕЕАТ. Если раньше к ним относились экспертность, авторитетность и надежность, то теперь добавился опыт. Статьи должны создавать впечатление, что их автор имеет реальный опыт. Например, лечил болезнь, о которой рассказывает.
- При этом оба поисковика не понижают позиции только за факт сгенерированных текстов. Например, в справке Google раньше было написано, что «полезным считается контент, который написан людьми и для людей». Сейчас Google убрал слова «написан людьми». Вы можете использовать нейросети. Но в итоге должны получиться уникальные, информативные, полезные материалы.
Как увидеть изменения в поисковой выдаче
Мы даем рекомендации сайтам на основании практического опыта и исследований. Например, мы много лет ведем онлайн-рейтинг видимости сайтов по отраслям. В тематике медицины есть общий график и отдельные графы по трем десяткам направлений. Любой пользователь также может бесплатно смотреть и анализировать этот рейтинг.
Так выглядит видимость медицинских сайтов на момент написания статьи
На графиках мы видим изменения как после анонсированных апдейтов ПС, так и после точечных доработок. Плюс мы изучаем, какие факторы на ресурсах влияют на ранжирование сильнее или слабее. По итогам выпускаем аналитические отчеты, которые может бесплатно скачать и использовать любой владелец или оптимизатор проекта. На их основе мы даем и обновляем рекомендации: что проработать на сайте медицинского центра, чтобы улучшить его видимость, позиции, трафик из поисковых систем.
Что будет влиять на продвижение в ближайшем будущем?
Оба поисковика идут к тому, чтобы пользователь решал все свои задачи прямо в поисковой выдаче, не переходя на сайты. Например, новый поиск «Нейро» соберет информацию с нескольких сайтов и представит готовый ответ прямо в выдаче, чтобы человеку не ходить по страницам самому. (Аналогичная технология Gemini есть у Google, но она пока что доступна только в США).
Яндекс сделал в выдаче блок «Врачи». Он появляется после премиального рекламного блока до результатов органической выдачи. Показывается 10 позиций списка, пользователь может развернуть его дальше.
Пример блока «Врачи» по запросу «эндокринолог в Москве»
Медцентры могут подключиться сюда бесплатно через фид в формате YML. Яндекс получит основную информацию про специалиста — стоимость и места приема, стаж работы, отзывы. Информация будет выведена по клику в расширенном сниппете без перехода на сайт. Тут же есть кнопки для записи на прием.
Как сейчас продвигать медицинский сайт
Сейчас основной паттерн продвижения — сделать сайт, который полностью решит вопрос пользователя, не вынуждая его возвращаться в выдачу. Для этого нужно проработать все факторы ранжирования: технические, коммерческие, текстовые. Ниже расскажем, как это сделать, чтобы удовлетворить и поисковые системы, и аудиторию.
Структура сайта и навигация
Соберите максимально полное семантическое ядро для сайта. Доработайте и расширьте структуру сайта на его основе. То есть создайте коммерческие страницы под отдельные услуги, направления, предложения клиники. Проработайте удобную навигацию, чтобы клиент мог быстро найти нужную страницу, не тратя время на лишние переходы.
1. Информационный раздел
Создайте его на сайте медцентра. Большая часть запросов в медицинской тематике сейчас имеет информационный интент. Пользователи часто хотят сначала почитать про диагноз, лечение, врача, чем сразу получить медицинскую услугу. Информационные страницы часто получают лучшие поведенческие метрики, нежели коммерческие, потому что люди проводят там больше времени, пока читают. Из статей пользователи реже возвращаются обратно в выдачу, потому что находят у себя описанные симптомы и ищут уже врача, который поможет с этим разобраться. Поэтому все крупные клиники уже имеют свои блоги, активно их развивают и привлекают трафик по инфозапросам.
2. Страницы с узким интентом
При сборе семантического ядра определите услуги или их подвиды, на которые растет спрос. Например, рентген разных частей тела. Создавайте отдельные страницы для таких популярных запросов на узкие услуги. Также сделайте персональные странички под ведущих врачей клиники с указанием их специализации, регалий, стажа работы. Пользователи ищут и изучают эту информацию, когда выбирают медцентр и врача.
Пример страниц с узким интентом
3. Широкая сеть филиалов
В топы рейтингов выходят клиники с развитыми сетями филиалов, например, в разных районах города, у разных станций метро. Учитывайте, что пользователи часто ищут, например, «стоматолог у метро Бабушкинская». Сделайте на ресурсе такие странички, которые работают с геопривязкой. Это важный критерий для Яндекса.
Проработка страниц
Создайте отдельные URL по всем услугам и направлениям работы клиники. Каждый такой документ должен полностью отвечать на запрос пользователя — от осознания проблемы до записи на прием. Предоставьте всю информацию, например:
- заболевания, симптомы, с которыми следует обращаться за этой услугой;
Примеры симптоматики
- описание услуги, методы лечения и диагностики;
- к каким врачам медцентра можно записаться;
Пример профилей врачей
- стоимость приема;
Пример с сайта клиники
- цена анализов и сопутствующих услуг, зачем они нужны;
- отзывы пациентов о врачей и клинике;
- форма записи, возможность выбрать удобное время;
- как добраться (геопривязка);
- какие документы с собой иметь.
Размещайте информацию прямо на странице либо так, чтобы посетителю было удобно ее посмотреть. Чем больше он узнает в одном месте, тем выше шанс, что он не вернется в выдачу, не пойдет читать конкурентов, а запишется на прием.
1. Форма записи на прием
Сделайте разные элементы для этого: просто кнопка с СТА, широкая форма. Свяжите их с различными блоками информации на странице. Посетитель может решить записаться в любой момент — предоставьте ему эту возможность на всех этапах просмотра страницы.
2. Геопривязка
Обязательно привяжите медцентр или филиал к конкретному адресу, разместите схему, как добраться, выведите маршрут в Яндекс Картах. Это информативно для пользователей и дает поисковому роботу понятное указание, в каком регионе вы работаете.
3. Полезный функционал
Разместите на проекте, например, калькулятор стоимости анализов, текст для самодиагностики, форму для вопросов. Такие интерактивные элементы делают изучение сайта интересным и познавательным.
Пример с сайта клиники
Так вы проработаете поведенческие факторы напрямую без накруток, которые так не любят поисковые системы. Пользователь проведет на странице больше времени и постепенно придет к записи в клинику.
Работа над репутацией и доверием
Это также важный фактор ранжирования в поисковых системах.
1. Брендовый и прямой трафик
Это показатели репутации клиники — они показывают поисковым системам, что люди хотят туда идти и хотят туда возвращаться. Поэтому отслеживайте рост спроса по брендовым запросам клиники. Если спрос не растет — выясняйте, почему. Используйте различные дополнительные источники трафика, в том числе рекламу, чтобы больше говорить больше говорить о бренде и врачах. Показывайте аудитории и поисковым системам, что вот клиника, которая достойна доверия.
2. Отзывы и публикации на внешних площадках
Работайте с репутацией на сайтах-отзовиках, агрегаторах, Картах — там, где пользователи оценивают конкретные услуги, врачей, филиалы. На своей площадке сделайте раздел с документами, которые подтверждают вашу репутацию. Это лицензии, награды и сертификаты, визиты известных персон. Показывайте участие в рейтингах клиники или отдельных врачей.
Работа с текстами
В статье обязательно должно быть следующее:
- реальный автор, не вымышленный, желательно сотрудник клиники;
Пример экспертной, понятно оформленной статьи
- подтверждение репутации автора — его профиль, перелинковка на другие статьи, упоминание специалиста на внешних площадках и в соцсетях;
- актуальные и достоверные факты, утверждения;
- экспертные источники — научные библиотеки, трастовые медицинские медиа;
- решение задачи пользователя;
- удобство восприятия за счет разбивки на блоки текста, типографики;
- дополнительные элементы взаимодействия: содержание, списки, перелинковка на другие статьи похожей тематики;
Пример дополнений: полезные статьи, ответы на вопросы
- соблюдение требований и ограничений законодательства, например, нельзя утверждать, что БАД лечит.
Заключение
Перед началом продвижения протестируйте свой сайт как сторонний пользователь и ответьте на несколько вопросов:
- Достаточно ли сайт удобен для пользователя, соответствуют ли его ожиданиям структура, логика и навигация? Хочется ли сюда возвращаться?
- Способен ли пользователь удовлетворить свой основной запрос и смежные запросы в рамках одного ресурса или вынужден уходить к конкурентам?
- Соответствует ли репутация сайта и клиники ожиданиям пользователя? Готов ли он доверить свое здоровье?
- Есть ли на площадке информационный контент? Достаточно ли он экспертный, чтобы доверять ему?
Если все ответы положительны, то сайт должен хорошо ранжироваться, а трафик на него расти. В противном случае все перечисленные факторы следует улучшать. Это можно сделать силами собственной SЕO-команды или привлечь внешних специалистов.